Технико - экономическое обоснование (в дальнейшем ТЭО) является неотъемлемой частью бизнес – плана.
Бизнес – план готовится при создании нового предприятия, новой линии производства, «глубокой» модернизации, и других мероприятий, требующих инвестиций, создании производственных и административных структур, организации производства, анализа рынка, а также других факторов, влияющих на экономическую эффективность предприятия.
При проведении модернизации машины или линии обычно достаточно оценить техническую и экономическую целесообразность проведения модернизации, которая, как правило, не требует больших материальных и временных затрат, может быть проведена силами предприятия без привлечения внешних капиталов.
Одним из основных показателей целесообразности модернизации является срок окупаемости, характеризующий период времени, в течение которого итоговые балансовые характеристики являются расходными. Другими словами срок окупаемости определяет период времени, за который модернизация окупает расходы и начинает приносить прибыль.
ТЭО готовится после проведения анализа эффективности работы машины (линии), выбора и подготовки проекта модернизации, анализа возможности реализации проекта. На первых этапах модернизации превалирует расходная часть финансового баланса, но после реализации проекта появляется доходная часть, которая сначала компенсирует затраты от выполнения проекта, а через определенное время (срок окупаемости) должна приносить прибыль.
Рекомендуемый план подраздела ТЭО
После проведения анализа эффективности работы машины (линии), сопоставления ее характеристик с имеющимися на рынке аналогами, проведения литературно – патентного поиска и выбора соответствующего направления модернизации необходимо привести технико – экономическое обоснование решения.
В нашем случае это сводится к определению срока окупаемости модернизации которая включает разделы: определение расходных составляющих, оценка увеличения доходных составляющих, итоговая оценка срока окупаемости.
1. Определение расходных составляющих (за весь период модернизации).
Определение срока простоя и соответствующие расходы по потерянным доходам (Р1)
Оплату работникам в период простоя (Р2)
Стоимость проектно – конструкторских работ (при условии привлечения сторонних работников или организаций) Р3
Стоимость изготовления (или приобретения) модернизированного узла и его составляющих (Р4)
Стоимость работ по монтажу узла, его отладке, выработке оптимальных условий использования, обучения персонала (Р5)
Стоимость других работ (Р6 ...)
2. Оценка дополнительных доходных составляющих от модернизации (за год):
За счет увеличения производительности (Д1)
За счет увеличения срока службы установки (Д2)
За счет улучшения качества продукции и увеличения конкурентной способности на рынке (Д3)
За счет возможности расширения ассортимента продукции (Д4)
За счет снижения энергоемкости продукции (Д51)
За счет снижения материалоемкости продукции (Д52)
За счет сокращения рабочих мест (Д6)
Другие (не учтенные) составляющие (Д7...)
3. Определение срока окупаемости (в годовом исчислении)
Т= SРi / SДi
Примечания.
- Расходные составляющие определяют за весь период модернизации,
- Дополнительные доходные составляющие определяют за год.
- Расчетный срок окупаемости получают в годах.
- Учитывая короткий срок проведения модернизации и окупаемости, а также исключая внешние вложения, все результаты получены без учета дисконтных коэффициентов.
- В расчетах, в зависимости от поставленной задачи и условий модернизации, некоторые приведенные экономические характеристики могут быть исключены или заменены другими
- Подраздел ТЭО модернизации включают в «ЗМІСТ» пояснительной записки